Инновационная деятельность

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
В настоящее время одной из основных задач современного образования является формирование функциональной грамотности. Сейчас проблема грамотности школьников стала достаточно актуальной. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. В связи с этим, приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (математическая, естественнонаучная, читательская, финансовая, креативное мышление, глобальные компетенции).
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” | • III. Требования к условиям реализации программы начального общего образования • 34.2. В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: • формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. |
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” | • III. Требования к условиям реализации программы основного общего образования • 35. Общесистемные требования к реализации программы основного общего образования. • формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. |
Чтобы развить функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом. Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов.
№ п/п | компоненты функциональной грамотности | характеристика компонентов функциональной грамотности |
1. | Читательская грамотность | способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, а также заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни. |
2. | Естественно – научная грамотность | способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками: научно объяснять явления, понимать особенности естественно – научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства. |
3. | Математическая грамотность | способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных практических контекстах. |
4. | Финансовая грамотность | способность рационально распоряжаться деньгами, принимать разумные финансовые решения, которые позволяют достичь любого финансового благополучия. |
5. | Креативное мышление | способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое. |
6. | Глобальные компетенции | способность успешно применять знания, умения, взгляды, отношения, ценности при взаимодействии с различными людьми, при участии в решении глобальных проблем. |
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
Банк заданий по 6 компонентам: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Задания для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры открытых заданий по математической грамотности: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по читательской грамотности: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
https://edu.gov.ru/ — Минпросвещение России.
http://www.edu.ru — Федеральный портал «Российское образование».
https://omsu.ru/about/structure/science/ub/ISedokno— Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
http://school-collection.edu.ru/— Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
http://srtv.fcior.edu.ru/- Федеральный центр информационных образовательных ресурсов.
https://edu.ru/- Российский общеобразовательный портал.
http://www.ege.edu.ru/ — Официальный информационный портал Единого государственного экзамена.
https://fgos.ru/ — Сайт Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
http://www.fipi.ru/— Федеральный институт педагогических измерений.
http://ege.edu.ru — Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена.
https://www.yaklass.ru — цифровой образовательный ресурс для школ
https://school.yandex.ru/lessons/schedule — Яндекс. Уроки.
https://resh.edu.ru/ — Российская электронная школа.
http://pravo.gov.ru/ официальный интернет — портал правовой информации Официальный интернет-портал правовой информации правовой информации