Меню Закрыть

О социально-психологическом тестировании в образовательных организациях

Памятка  для родителей

О социально-психологическом тестировании в образовательных организациях

Уважаемые родители!

Вы, безусловно, — самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит. Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее ПАВ — психоактивные вещества). Сегодня Вашему ребенку могут предложить наркотики в любом месте:  во дворе, на дискотеке, в сети Интернет и др. До 60 % школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать ПАВ. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может». Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить ранний опыт употребления наркотиков ребенком, пока употребление еще не переросло в необратимую стадию – болезнь, пока не сформировалась зависимость. 

Социально-психологическое тестирование (далее – СПТ) носит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать молодежь от первых «экспериментов».

СПТ не выявляет подростков, употребляющих наркотики! Оно не предполагает постановки какого-либо диагноза Вашему ребенку. Задача тестирования – выявить у детей личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать  (или уже стали) значимыми факторами риска употребления ПАВ. Полученные результаты носят прогностический, вероятностный характер. В обобщенном виде они будут использованы при планировании профилактической работы как в образовательной организации, где учится Ваш ребенок, так и в области в целом.

Акцентируем Ваше внимание,  что социально-психологическое тестирование является добровольным и конфиденциальным:

— в СПТ принимают участие только те дети в возрасте 15 лет и старше, которые дали письменное информированное согласие. Если ребенку нет 15 лет, он участвует в тестировании исключительно при наличии письменного информированного согласия одного из родителей (законных представителей).   Родители (законные представители) обучающихся допускаются в аудитории во время тестирования в качестве наблюдателей;

 — личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает директор образовательной организации;  соблюдать конфиденциальность при хранении и использовании результатов тестирования обязаны органы исполнительной власти.

Каждый родитель имеет право на получение информации о результатах тестирования своего ребенка, не достигшего 15 лет. Дети, старше 15 лет, могут обратиться самостоятельно. Свои результаты (конфиденциально) подросток 15 лет и старше или родитель ребенка до 15 лет может обсудить вместе со школьным психологом или психологом Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи, чтобы разработать индивидуальный профилактический маршрут. \

Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам включиться в работу по ранней профилактике вовлечения подростков в употребление наркотиков и просим Вас дать согласие на участие Ваших детей в тестировании.

Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

Да – если Вы понимаете значимость этой проблемы и необходимость активных действий в этой ситуации.

Вы можете сами проявить инициативу – предложите ребенку участвовать в программе социально-психологического тестирования!

Не стесняйтесь этого – любая профилактика в ваших интересах!

Помните: чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой. Проблему легче предотвратить, чем справиться с ней!

Особенности единой методики социально-психологического тестирования (далее – ЕМ СПТ)

Мероприятия СПТ проводятся во всех образовательных организациях Российской Федерации с 2014/15 учебного года в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года №120-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Осуществляет оценку вероятности вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска (ФР) и факторов защиты (ФЗ), воздействующих на обследуемых.

Не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента

Выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.

ЕМ СПТ применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста старше 13 лет.

Принципы построения методики

  • Научность
  • Конфиденциальность
  • Добровольность
  • Достоверность
  • Принцип развития
  • Единообразие проведения
  • Систематичность

Возрастные модификации единой методики социально-психологического тестирования:

7 – 9 классы – форма «А-110», содержит 110 вопросов. Факторы риска – 6 субшкал, факторы защиты – 4 субшкалы.

10 — 11 классы – форма «В-140», содержит 140 вопросов. Факторы риска – 8 субшкал, факторы защиты – 5 субшкал.

ИНТЕГРАТИВНАЯ ШКАЛА Факторы риска – социально-психологические условия, повышающие угрозу вероятности вовлечения в зависимое поведение.   ИНТЕГРАТИВНАЯ ШКАЛА Факторы защиты (проттективные факторы) – обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.  
СУБШКАЛЫ Качества, регулирующие взаимоотношения личности и социума Потребность в одобренииПодверженность влиянию группыПринятие аддиктивных установок социума (стремление к уходу от реальности путем посредством изменения совего психического состояния)Наркопотребление в социальном окружении * Качества, влияющие на индивидуальные особенности поведения Склонность к рискуИмпульсивностьТревожностьФрустрация *   СУБШКАЛЫ Принятие родителямиПринятие одноклассникамиСоциальная активностьСамоконтроль поведенияСамоэффективность *  
* — присутствует только в форме «В-140» и «С-140»  

ЗАДАЧА —  Определить вероятность вовлечения в зависимое поведение!

Для решения задачи используются два взаимодополняющих и проверяющих алгоритма анализа данных: количественный и качественный.

Выводы основываются на соотношении критических значений факторов риска и факторов защиты.

Методика не оценивает обучающихся, она оценивает степень рискогенности социально-психологических условий в которых находятся обучающиеся на основе процедуры опроса.

Обучающиеся с высокой рискогенностью социально-психологических условий имеют повышенную вероятность вовлечения в зависимое поведение. Благодаря участию в тестировании они могут получить своевременную поддержку!

Тестирование будет проводиться в режиме онлайн на базе школы. Длительность тестирования – до 45 минут.

С 2019 г. у всех участников тестирования появилась возможность ознакомиться с личными результатами. Вы можете лучше узнать Вашего ребенка! Дети не будут проходить тестирование под своими именами, каждому ребенку будет присвоен код. Расшифровка будет храниться в сейфе.

Согласие на участие учащихся возраста 13 – 15 лет дают их родители (законные представители). 

Просим Вас быть неравнодушными! Предупрежден – значит вооружен!